Стэ́нли Ку́брик (англ. Stanley Kubrick, 26 июля 1928 — 7 марта 1999) — американский кинорежиссёр и продюсер, один из самых влиятельных и новаторских кинематографистов второй половины XX столетия. Фильмы Кубрика, большая часть которых основана на литературных первоисточниках, сняты с большим техническим мастерством и насыщены остроумными решениями. К особенностям его режиссёрского почерка относят специфическое использование крупных планов, необычного панорамирования, наплыва, а также смелое употребление популярной и классической музыки. С содержательной точки зрения Кубрик часто рисует одиночество человека в том мире, который он создал для себя, тенденцию общества к автоматизации социальных процессов, а человека — к изоляции от окружающей действительности. БиографияРанние годыСтэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев — выходцев из Австро-Венгерской империи. Его отец, Якоб (позже Джек Леонард) Кубрик (Jacob Cubrick, или Jacques Leonard Kubrick, 1902—1985), был родом из Восточной Галиции и работал врачом-хирургом. Мать, Гертруда (позже Сэйди) Первелер (Sadie Gertrude Perveler, 1903—1985), происходила из Буковины и была домохозяйкой. В детстве Стэнли жил в Бронксе, в квартире 2160 на проспекте Клинтона Отец Стэнли научил его игре в шахматы в возрасте двенадцати лет, и именно этой игрой он оставался одержим на протяжении всей своей жизни. Кроме того, отец купил для сына фотокамеру фирмы Graflex, когда тому было тринадцать лет, что также повлияло на дальнейшее его увлечение фотографией. Будучи подростком, Кубрик заинтересовался джазом, и даже пытался начать свою музыкальную карьеру в качестве барабанщика После начальной школы Кубрик поступил в среднюю школу имени Уильяма Говарда Тафта, где учился в период с 1941 по 1945 годы. У него была плохая успеваемость, 67 баллов из ста в среднем Ещё в средней школе, он был выбран на год официальным школьным фотографом. В 1946 году, не получив допуск к занятиям в сессию в колледжах, он часто посещал вечерние занятия в Городском колледже Нью-Йорка (англ. City College of New York; CCNY), а затем и эти занятия он бросил За годы работы в журнале Look, Кубрик женился на Тобе Этте Метц (родилась в 1930 году) 29 мая 1948 года. Они жили в Гринвич-Виллидж, и развелись в 1951 году. В это время Кубрик начал посещать показы фильмов в музее современного искусства и кинотеатрах Нью-Йорка. Он был особенно вдохновлён творчеством Макса Офюльса, чьи фильмы впоследствии повлияли на визуальный стиль Кубрика. Первые фильмыВ 1951 году друг Кубрика, Алекс Сингер, убедил его, что ему следует начать зарабатывать на съёмках короткометражных документальных фильмов для компании March of Time — поставщик кинохроники в кинотеатры. Кубрик согласился, и на собственные деньги снял короткометражный документальный фильм «День схватки» в 1951 году. В фильме, в частности, был использован необычный стиль съемки, который стал одним из ярких операторских приемов Кубрика «Страх и вожделение», «Поцелуй убийцы»Кубрик перешёл на съёмки фильмов с картины «Страх и вожделение» (1953), рассказ о команде солдат пойманных в тылу врага во время боевых действий. Хоть картина «Страх и вожделение» получила положительные отзывы, но в результате фильм провалился в прокате. В более поздние годы, Кубрик смущался от упоминания этого фильма, который он стал называть любительской работой. Он отказывался показывать свой фильм по телевидению и сделал все возможное, чтобы убрать этот фильм из общественного обращения Во время работы над фильмом «Страх и желание» распался брак Кубрика с Тобой Мец. Он встретил свою вторую жену, танцовщицу и театральную художницу австрийского происхождения Рут Соботка, в 1952 году. Они жили вместе в Ист-Виллидж с 1952 года до их свадьбы, состоявшейся 15 января 1955. Тем же летом они переехали в Голливуд. Соботка сыграла эпизодическую роль в следующем фильме Кубрика, «Поцелуй убийцы» (1955), также была арт-директором на съёмках фильма «Убийство» (1956). Также, как и «Страх и Вожделение», «Поцелуй убийцы» стал короткометражным художественным фильмом, продолжительностью чуть более часа. Фильм был встречен ограниченным коммерческим и критическим успехом. Фильм рассказывает о молодом боксёре-тяжеловесе, находящемся в конце своей карьеры, он попадает в любовный треугольник, в котором его соперник замешан в криминальных делах. Оба фильма («Страх и вожделение» и «Поцелуй убийцы») были сделаны на собственные деньги Кубрика и пожертвования друзей «Убийство»Алекс Зингер представил молодого Кубрика продюсеру по имени Джеймс Б. Харрис, и они стали близкими друзьями Широкая известность «Убийства» принесла Harris-Kubrick Productions заинтересованность компании Metro-Goldwyn-Mayer «Тропы славы»Следующим фильмом Кубрика стал «Тропы славы» (1957), в основу которого лёг роман, написанный во время второй мировой войны Хэмфри Коббом. Речь в романе (как и в фильме) идёт о французском офицере, которому высокопоставленное начальство приказало вести своих людей на смертельное задание. В результате провала миссии, трёх невинных солдат обвиняют в трусости и собираются казнить, в качестве примера для других войск. Кирк Дуглас (исполнитель главной роли) сыграл важную роль в поисках и обеспечении финансирования амбициозного производства. Фильм не имел значительного коммерческого успеха, но был признан в этой отрасли киноиндустрии. Самого Кубрика после съёмок фильма стали воспринимать в качестве основного подающего большие надежды молодого режиссёра. Критики на протяжении многих лет хвалили этот фильм В ходе производства «Тропы славы», в Мюнхене, Кубрик встретил романтическую молодую немецкую актрису Кристиан Харлан (в титрах указано её сценическое имя, «Сюзанна Кристиан»), которая играла единственную женскую роль в фильме. Кубрик развёлся со своей второй женой Рут Соботка, в 1957 году. Кристиана Сюзанна Харлан (родилась в 1932 г. в Германии) принадлежала к театральной семье и училась на актрису «Спартак»После своего возвращения в Соединённые Штаты Кубрик работал в течение шести месяцев над фильмом с Марлоном Брандо под названием «Одноглазые валеты» (1961). Но их представления расходились по поводу целого ряда решений, Брандо в конечном итоге уволил Кубрика и решил собственноручно закончить фильм Исходя из реальной истории обречённого восстания рабов Римской империи, «Спартак» был трудным проектом. В результате между Кубриком и Дугласом возникли творческие разногласия, которые выливались в открытые конфликты. Столкнувшись с отсутствием полного творческого контроля, Кубрик позднее отрёкся от своей большой роли в производстве фильма, что ещё больше разозлило Дугласа Несмотря на череду разногласий, «Спартак» был коммерческим успехом и создал громкое имя Кубрика. Однако производство этого фильма убедило Кубрика найти новые способы работы с финансированием Голливуда, оставаясь независимым от голливудских продюсеров. «Спартак» получил 4 премии «Оскар». «Лолита» и переезд в ВеликобританиюВ 1962 году Кубрик переехал в Англию, чтобы снять свой следующий фильм «Лолита». Здесь он и будет жить до конца своей жизни. Основной причиной для переезда послужило то, что «Лолита» должна сниматься в стране с более мягкой цензурой. Тем не менее, Кубрик вынужден был остаться в Англии для съёмки фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», так как Питеру Селлерсу не было разрешено покидать Англию в то время, поскольку он был вовлечён в бракоразводный процесс, а съёмки фильма «Космическая одиссея 2001 года» требовали больше мощности звука, которая не была доступна в Америке. Именно после съёмок первых двух из этих фильмов в Англии и на ранних этапах планирования «Космической одиссеи 2001 года», Кубрик решил поселиться в Англии навсегда. Решив обосноваться в Англии, Кубрик купил Эббот Мид, усадьбу под Лондоном, неподалеку от киностудии в Боремвуде. Его семья поселилась в доме, обнесённом высоким забором, и почти никого не принимала. Словно для того, чтобы подчеркнуть своё двойное гражданство, режиссёр сохранил свою нью-йоркскую квартиру в районе Центрального парка. «Лолита» стала первым фильмом Кубрика породившим общественные споры До выпуска фильма Кубрик понял, что для получения одобрения со стороны Производственного кодекса, сценарий не должен быть чрезмерно провокационным. Кубрик попытался внести некоторые элементы, которые более приемлемо ссылались на сексуальные отношения Гумберта и Лолиты. Оценки кинокритиков были смешанными после премьеры фильма; многие хвалили его за смелые решения, а другие были удивлены отсутствием близости между Лолитой и Гумбертом. Сью Лайон получила премию «Золотой глобус» в номинации «самая многообещающая начинающая актриса». Кроме того, картина была номинирована на семь наград. «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»Следующий фильм Кубрика, «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964), стал культовым фильмом, а сейчас считается классикой. Роджер Эберт написал, что это лучший сатирический фильм, когда-либо сделанный Интересным является и то, что актёр Питер Селлерс, сыгравший эпизодическую, но ключевую роль в «Лолите», в «Докторе Стрейнджлаве» сыграл трёх разных персонажей: президента США Меркина Маффли, самого доктора Стрейнджлава и капитана Лайонела Мандрейка. Кубрик позже назвал Селлерса «Невероятным», но выразил сожаление из-за того факта, что маниакальной энергии актёру редко хватало более чем на два или три дубля. Чтобы преодолеть эту проблему, Кубрик снимал двумя камерами одновременно, давая Селлерсу импровизировать «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» стал прообразом антивоенных движений в поздних 1960-х годах (через несколько лет после выпуска фильма). В фильме было показано в высшей степени скептическое отношение к военной политике США, которая считалась идеальной (в Соединённых Штатах) до момента выпуска фильма. «Космическая одиссея 2001 года»Кубрик потратил пять лет на разработку своего следующего фильма, «Космическая одиссея 2001 года» (1968). Кубрик написал сценарий с писателем-фантастом Артуром Кларком, расширив сюжетную линию рассказа Кларка «The Sentinel». «Он хотел сделать фильм, который все признали бы действительно хорошей научной фантастикой», — рассказывал Кларк. Новаторские визуальные эффекты были созданы под надзором Кубрика, им была собрана команда, которая включала молодого Дугласа Трамбала, который позже стал известным за его работу над фильмами «Молчаливый бег» и «Бегущий по лезвию». Во время съёмок Кубрик широко использовал метод блуждающей маски для запечатления космических полетов, эта же методика использовалась также девять лет спустя Джорджем Лукасом в создании фантастической саги Звездных войн, хотя фильм Лукаса также использовал и другие эффекты, подобно motion-control, которые были недоступны для Кубрика в середине 60-х. Яркой была работа легендарного британского оператора Джеффри Ансуорт, который позже снимал классические фильмы, такие как «Кабаре» и «Супермен». Производственным компаниям были даны консультации относительно того, каков будет дизайн специального оборудования и бытовых предметов в недалёком будущем. В фильме также представлен редкий случай реального изображения космических путешествий, при полном молчании в вакууме космоса и реалистичное изображение невесомости. Фильм известен благодаря уместному использованию классической музыки Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» и вальса Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», сделав их на некоторое время нестираемо связанными с фильмом, особенно первого, остававшегося неизвестным широкой публике до выхода фильма. Кубрик также использовал музыку современного венгерского авангардиста-композитора Дьёрдя Лигети, хотя некоторые части его композиций были изменены без согласия Лигети
В художественном плане «Космическая одиссея 2001 года» радикально отличалась от предыдущих работ Кубрика. Фильм содержит всего 45 минут диалога, в течение всего хронометража фильма, продолжительностью два часа двадцать минут. Наиболее памятные в фильме слова принадлежат компьютеру HAL 9000 в его диалогах с Дэйвом Боуманом. Некоторые утверждают, что Кубрик противопоставляет гуманизм будущего стерильному миру машин Интерпретации фильма многочисленны и довольно разнообразны. Несмотря на то, что картина была выпущена в 1968 году, она всё ещё порождает дискуссии. А когда критик Джозеф Гэльмис спросил Кубрика о смысле фильма, тот ответил
«Космическая одиссея 2001 года», пожалуй, самый известный и влиятельный фильм Кубрика. Стивен Спилберг назвал его «Большим Взрывом» (англ. Big Bang) поколения «Заводной апельсин»После «2001: Космическая одиссея» Кубрик сначала пытался сделать фильм о жизни Наполеона Бонапарта. Но проект не получил финансирования и Кубрик начинает поиски проекта, который он может снять быстро на небольшой бюджет. В итоге он остановился на «Заводном апельсине» (1971). Его адаптация романа Энтони Берджесса — «тёмное, шокирующие исследование насилия в человеческом обществе». Фильм был выпущен с рейтингом X на территории США, что вызвало значительные споры. А постер фильма был создан легендарным дизайнером Биллом Голдом. Действие фильма происходит в футуристической версии Великобритании, которая носит авторитарный и хаотический характер. Центральный персонаж фильма — подросток-хулиган по имени Алекс ДеЛардж (роль исполняет Малкольм Макдауэлл), который вместе со своей шайкой «другов», получает наслаждение от драк, грабежей, пыток и изнасилований, совершая их без совести и раскаяния. Однако жестокое избиение и убийство пожилой женщины, наконец, привело Алекса в тюрьму. Алекс подвергается экспериментальному лечению отвращением, так называемой «технике Людовико», которое подавляет его стремление к агрессии, хотя он не имеет свободного нравственного выбора. При публичной демонстрации успехов техники, с Алексом жестоко обращаются, но он не сопротивляется — технология сделала его меньше, чем человеком. Однако у техники был и побочный эффект: она отвращала его от классической музыки, любовь к которой была одной из немногих его человеческих черт. После освобождения, он встречает своих бывших друзей, которые предали его и избили. Алекс становится пешкой в политической игре. Обществом лента иногда воспринималась как коммунистическая (как Мишель Симан отметил в интервью с Кубриком, хотя сам он не считал фильм таковым) из-за его небольшой связи с русской культурой. Подростковый сленг имеет сильно выраженную лексику русского языка, которые можно отнести к первоисточнику Берджесса. Существует несколько свидетельств того, что общество в фильме является социалистическим, или, возможно, обществом, переживающим кризис или государством фашистского строя. В романе улицы изображены в стиле русского социалистического искусства, и в фильме есть фреска социалистического уклона — работа с ненормативной лексикой. Позже в фильме, когда новое правое правительство приходит к власти, атмосфера, безусловно, становится более авторитарной, чем анархистское настроение в начале фильма. Ответ Кубрика на вопрос Симена остается неоднозначным: непонятно, какое точно общество представлено в фильме. Он считал, что в фильме представлено сравнение между двумя партиями политического устройства — левой и правой, — и что между ними существует довольно мало разницы. Кубрик заявил, что «министр, которого сыграл Энтони Шарп, явно фигура правой партии. Писатель, Патрик Маги, это сумасшедший левый. … Они отличаются только в их догмах. Их Средства и методы почти ничем не отличаются» Кубрик снял «Заводной апельсин» быстро и почти всё время находясь в Лондоне и его окрестностях. Несмотря на низкий технологический характер в фильме по сравнению с «2001: Космическая Одиссея» Кубрик показал свой талант для инноваций; для съемок одной сцены, он бросал камеры модели «Ньюмен Синклер» с пружинным мотором с крыши, для того, чтобы добиться эффекта, которого он хотел Огромное значение для сюжета играл тот факт, что главный герой, Алекс, любит классическую музыку, и что «промывка мозгов» после лечения Людовико случайно у него вызывает отвращение к его любимой девятой симфонии Бетховена . Таким образом, было естественно для Кубрика продолжать традиции начатые в «2001: Космическая одиссея» по использованию множества классических композиций в фильме. Тем не менее, в этом фильме, классическая музыка сопровождает сцены насилия и хаоса. Критики Полин Кейл (которая, как правило, не любила Кубрика) и Роджер Эберт (который часто хвалил Кубрика) нашли в использовании Кубриком классической музыки как сопровождающего фона для насилия в этом фильме неприятное, Эберт называя это «милое, дешевое, тупиковое измерение»(англ. cute, cheap, dead-end dimension)
Фильм был очень спорным из-за изображения подросткового группового изнасилования и насилия. Он был выпущен в том же году, что и фильм Сэма Пекинпа «Соломенные псы» и Дона Сигела «Грязный Гарри», эти три фильма вызвали яростный спор в средствах массовой информации о социальном эффекте кинематографического насилия. Споры обострились, когда похожие преступления были совершены в Англии, преступники носили те же наряды, что и герои «Заводного апельсина». Британские читатели романа отметили, что Кубрик опустил заключительную главу (которая также исключалась из американского издания книги), в котором Алекс находит успокоение, смирение и приобретает здравый смысл. После угроз убийства его и его семьи, Кубрик пошёл на необычный шаг — изъять фильм из показа в Великобритании. Он был недоступен в Соединенном Королевстве до своего переиздания в 2000 году, через год после смерти Кубрика, хотя фильм был разрешен в континентальной Европе. Кинотеатры Scala В середине 1990-х годов, документальный фильм под названием Запретный плод, о вопросе цензуры, был выпущен в Великобритании. Кубрик не смог предотвратить использование документалистами кадров из «Заводного апельсина» в фильме. «Барри Линдон»Следующий фильм Кубрика, вышедший в 1975 году, был адаптацией романа Уильяма Мейкписа Теккерея «Счастье Барри Линдона» («The Luck of Barry Lyndon»), также известного как «Барри Линдон», плутовского романа о приключениях и злоключениях ирландского игрока и авантюриста 18-го века. Полин Кейл, которая враждебно отзывалась о предыдущей работе Кубрика, нашла «Барри Линдона» холодным, медлительным, и безжизненным кино Как и большинство фильмов Кубрика, репутация «Барри Линдона» росла на протяжении многих лет, особенно среди других режиссёров. Режиссёр Мартин Скорсезе назвал его своим любимым фильмом из всего творчества Кубрика. Как и в других фильмах Кубрика, методы освещения сцен были весьма новаторскими. Самый известный прием заключался в том, что интерьер сцен снимались с помощью специально адаптированного сверхсветосильного объектива f/0.7 Zeiss и камеры изначально разработанной для NASA. Это позволило включить в фильм сцены снятые только при свечах, создавая рассеянное освещение, в результате многие сцены фильма напоминают картины 18-го века. Как и два его предшественника, фильм не имеет оригинальной музыки. Ирландские народные песни (в исполнении Chieftains) в сочетании с произведениями, таких композиторов, как Антонио Вивальди «Концерт для виолончели», Иоганн Себастьян Бах «Двойной концерт», Георг Фридрих Гендель «Сарабанда» и Франц Шуберт «Немецкий Танец № 1», «Трио № 2» E ми-бемоль, «Экспромт № 1» до C минор. Музыка была отредактирована и адаптирована Леонардом Розенманом, за которую он получил «Оскар». В 1976 году, художник Кен Адам, который работал с Кубриком над «Доктором Стрейнджлавом» и «Барри Линдоном», попросил Кубрика посетить недавно завершившейся этап съемок фильма из серии об агенте 007 в студию Пайнвуд и дать рекомендации по работе над готовящимся фильме о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил». Кубрик согласился проконсультировать с условием, что никто никогда не узнает о его причастности к фильму. Этот факт был раскрыт лишь после смерти Кубрика в 1999 году, когда в 2000 году он был обнародован Адамом в документальном фильме о создании «Шпион, который меня любил» на специальном издании DVD из серии фильмов о агенте 007. «Сияние»Темпы работы Кубрика значительно замедлились после «Барри Линдона», и он делал ещё один фильм на протяжении пяти лет. Картина «Сияние», выпущенная в 1980 году, основана на одноимённом бестселлере писателя Стивена Кинга. Главную роль исполнил Джек Николсон. Его персонаж — Джек Торранс — писатель, испытывает материальные затруднения, поэтому принимает предложение стать смотрителем отеля «Оверлук» в межсезонье. Отель-курорт расположен в горах Колорадо и зимой из-за снега отрезан от остального мира. Джеку с семьей — женой, Венди (Шелли Дюваль) и сыном, Дэнни, предстоит провести всю зиму в полной изоляции. Дэнни, обладающий даром видения — «сиянием», обнаруживает в отеле «гостей» — призраков, населяющих это место, бывшее когда-то индейским кладбищем. Отель открывает всё более ужасные образы не только для Дэнни: его отец медленно сходит с ума. Фильм был снят полностью в лондонских павильонах. Для того, чтобы передать приступы клаустрофобии, угнетения и преследования в гостинице, Кубрик часто использует недавно изобретенную технологию «Стедикам», тяжелосбалансированная поддержка камеры, что позволило добиться плавных движений камеры в закрытых помещениях. Больше чем любой из его фильмов «Сияние» породил легенду о Кубрике как перфекционисте с манией величия. Как сообщается, он потребовал сотни дублей некоторых сцен (примерно 1,3 миллиона футов пленки было растрачено впустую). Этот процесс был особенно трудным для актрисы Шелли Дюваль, которая компенсировала недостатки импровизационным стилем режиссёрa Роберта Олтмена. Самому Стивену Кингу фильм не понравился. Он назвал Кубрика «человеком, который слишком много думает, а чувствует слишком мало». В 1997 году Кинг решил поработать с Миком Гэррисом для создания телесериала по мотивам романа, который более соответствовал оригинальному тексту. После премьеры «Сияние» получил в основном негативные отзывы, но оказался коммерчески успешен. Как и с большинством фильмов Кубрика, реакция критиков со временем менялась в положительную сторону. Он часто появляется в верхней части различных списков лучших фильмов ужасов вместе с «Психо» (1960), «Изгоняющий дьявола» (1973) и другой классикой фильмов ужасов. Некоторые из сцен в фильме, такие как поток крови из старинного лифта, являются одними из самых узнаваемых и широко известных сцен, созданных Стэнли Кубриком. Финансовый успех «Сияния» вновь подарил кинокомпании «Уорнер бразерс» «веру в способность Кубрика сделать художественно удовлетворенные и выгодные фильмы после коммерческого провала „Барри Линдона“ в Соединенных Штатах». «Цельнометаллическая оболочка»Прошло семь лет прежде чем Кубрик снял следующий фильм. «Цельнометаллическая оболочка» (1987) — адаптации романа Густава Хасфорда о войне во Вьетнаме «Дембеля». В главной роли снялся Мэтью Модайн. Фильм начинается в учебном центре корпуса морской пехоты, в штате Южной Каролине, США, где старший инструктор сержант Хартман жёстко тренирует новобранцев, с тем чтобы превратить их из бесполезных «червей» в мотивированых и дисциплинированных убийц. Рядового Лоренса Хартман гнобит по поводу его избыточной массы тела, недалёкости и неуклюжести; Хартман даёт ему прозвище «Гомер Пайл» (в некоторых вариантах перевода «Гомер Куча»). Гомер отчаивается справиться с подготовкой. Накануне окончания курса он сходит с ума и убивает Хартмана, прежде чем самому застрелиться. В характерном для Кубрика стиле, вторая половина фильма переносит зрителя во Вьетнам вместе с сержантом Шутником (в других переводах — Джокером). Шутник отправляется туда в качестве корреспондента военной газеты «Звёзды и полосы». Хотя он морской пехотинец, на фронте он журналист, и, следовательно, вынужден соблюдать этику своей профессии. Съёмки фильма полностью проходили в Англии, что было очень сложно для Кубрика и его съёмочной группы. Большая часть съёмок велась в Докланде, районе Лондона, а разрушенный город большей частью был создан художником-постановщиком Антоном Фёрстом. В результате фильм визуально очень отличается от других фильмов о войне во Вьетнаме, такие как «Взвод» и «Гамбургер-Хилл», большинство из которых были сняты на Дальнем Востоке. Вместо того, чтобы снимать фильм в тропических юго-азиатских джунглях, вторая половина фильма разворачиваются в городе, освещая ведение войны в городских условиях. Бои во Вьетнаме часто изображались (и, следовательно, воспринимались) в джунглях, несмотря на большое количество боёв в жилых кварталах. Рецензенты и комментаторы считали, что это способствовало мрачности и серьёзности фильма. Во время съёмок фильма Кубрику помогал и Р. Ли Эрми, который выступал в качестве военного консультанта и исполнил роль сержанта Хартмана. «Цельнометаллическая оболочка» получила различные критические отзывы после выхода, но собрала и достаточно большую аудиторию, несмотря на сильную конкуренцию со стороны «Взвода» Оливера Стоуна и фильма Клинта Иствуда «Перевал разбитых сердец». Как и у других фильмов Кубрика, репутация его возросла с момента первоначального выпуска. «С широко закрытыми глазами»Только в 1997 году он приступил к съёмкам мрачной семейной драмы «С широко закрытыми глазами». Этот фильм стал последним фильмом в его карьере. Главные роли в картине сыграли Том Круз и Николь Кидман, бывшие в то время супругами; они сыграли роль богатых супругов из Манхэттена. Кубрик приобрел права на экранизацию новеллы «Traumnovelle» (1926) австрийского писателя Артура Шницлера ещё в 1968 году. Место действия фильма было перемещено из Вены 20-х годов в Нью-Йорк 90-х. Фильм «С широко закрытыми глазами» (1999) снимался в течение почти двух лет в обстановке секретности, а два основных члена актёрского состава, Харви Кейтель и Дженнифер Джейсон Ли, были заменены в ходе съемок. Хотя действия картины и происходит в Нью-Йорке, фильм в основном был снят в павильонах Лондона. Из-за секретности работ над фильмом, среди прессы ходили в основном неточные слухи о содержании сюжета и подробностей фильма. Из-за обилия сексуального содержания, фильм вызвал множество споров, некоторые журналисты утверждали, что это будет «самый сексуальный фильм, когда-либо сделанный» Смерть7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз», Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили за его любимым деревом в имении Чилдвик Бэри, Хартфордшир, Англия. Режиссёр оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте. Он хотел снять грандиозную эпопею о жизни и смерти этого великого человека. Однако после того, как фильм Бондарчука «Ватерлоо» провалился в прокате, Кубрик не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссёра осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону. Нереализованные проекты«Искусственный разум»Искусственный разум был одним из немногих проектов Кубрика, законченных другим режиссёром. В течение 80-х и начала 90-х годов Кубрик вместе с писателями начал писать сценарий к фильму, на тот момент носивший название «Пиннокио», или «Искусственный разум». Сюжет фильма основывался на коротком рассказе Брайана Олдисса «Суперигрушек хватает на всё лето» (в другом переводе — «Супер-роботы живут всё лето») (Super-Toys Last All Summer Long), который Кубрик превратил в длинный рассказ, состоящий из трёх актов. Сюжет рассказывал сказку о роботе-андроиде, пытающемся понять людей, их чувства и эмоции. Кубрик послал телеграмму Стивену Спилбергу с просьбой снять фильм, на что Спилберг согласился. В 2001 году, после смерти Стенли Кубрика, фильм был выпущен на экраны и получил множество одобрительных отзывов. «Жгучая тайна» и «Внебрачный ребёнок»В 1956 году когда MGM приостановила съёмки фильма «Тропы славы», Кубрик заинтересовался романом Стефана Цвейга «Жгучая тайна», который был написан после первой мировой войны. Кубрик выбрал роман для следующей экранизации. Он нанял писателя Колдера Виллингтона, для написания сценария по книге. Но кодекс Хейса сделал экранизацию этого романа невозможной. Ранее Кубрик хотел экранизировать роман Кальдера Виллингтома «Внебрачный ребенок», но быстро понял, что фильм не может быть снят из-за производственного кодекса. «Помешанный на свободе»В 2006 году было объявлено, что Стэнли Кубрик собирался поставить фильм основанный на романе «Помешанный на свободе» писателя Джима Томпсона в 1950-х годах. Но проект не был реализован им вплоть до его смерти в 1999 году. «Одноглазые валеты»«Наполеон»После успеха фильма «2001» Кубрик запланировал крупномасштабные подготовки к экранизации биографии Наполеона Бонапарта. Он сделал многочисленные исследования, читая книги о французском императоре, и написал предварительный сценарий. Для удобства он скрупулёзно создал карту-каталог основных посещённых мест и сделанных дел Наполеона в течение его долгой жизни. В примечаниях для его финансовых покровителей, сохранившихся в личном архиве, Кубрик сказал, что не уверен в том, как его фильм о Наполеоне будет принят публикой, однако, он ожидает, что этот фильм станет лучшим из всех, что он делал. В конечном итоге, проект был отменён по трём причинам:
Сценарий Стэнли Кубрика для этого фильма был опубликован в Интернете. Значительная часть его исторических исследований проявилась в фильме «Барри Линдон» (1975), события которого происходят в конце восемнадцатого века, незадолго до наполеоновских войн. На роль Наполеона первоначально был заявлен Джек Николсон, после того, как Кубрик увидел его в фильме «Беспечный ездок». Кубрик и Николсон в конечном итоге работали вместе над фильмом «Сияние». «Ярмарка тщеславия»Перед тем как снять фильм «Барри Линдон» Кубрик был заинтересован в проекте по экранизации другого романа Теккерея — «Ярмарка тщеславия». Но он отказался от проекта в 1967-м году, когда телеканалом BBC была выпущена телевизионная версия. Позже Кубрик сказал:
«Арийские документы» («Ложь военного времени»)Уже в 1976-м году Стэнли Кубрик хотел сделать фильм о холокосте. Он пытался убедить Исаака Башевица Зингера в содействии в работе над сценарием. В начале 1990-х годов Кубрик начал работать над фильмом. В основу сценария лёг роман Луиса Бегли «Военная ложь» — история мальчика и его тётушки, скрывающихся во время холокоста. Первый проект сценария под названием «Арийские документы» был написан самим Кубриком. Со-сценарист фильма «Цельнометаллическая оболочка» Майкл Херр на кастингах рассматривал кандидатуры Джулии Робертс и Умы Турман на роль тётушки. В конце концов, на эту роль была выбрана Йоханна тер Штеге, а на роль мальчика — Джозеф Маззелло. Также режиссёр выбрал чешский город Брно в качестве возможного места для съёмок военных действий в Варшаве. Кубрик предпочёл не делать фильм из-за выхода фильма «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Кроме того, сам Кубрик стал слишком удручён трудной для режиссёра работой. В конечном итоге он бросил проект в 1995-м году. Сценарии, оставшиеся нереализованнымиБольшое число идей и сценариев, которые не были развиты в полноценный кинофильм или к которым в дальнейшем Кубрик потерял интерес в создании, включая сценарий «Немецкий лейтенант» (в соавторстве с Ричардом Адамс) рассказывавший про группу немецких солдат посланных на задание в последние дни Второй мировой войны. Кубрик планировал создать фильм под названием «Я украл 16 миллионов долларов», основанный на пресловутом грабителе 1930-х годов Вилли Саттоне. Саттона должен был сыграть Кирк Дуглас, но по мнению Дугласа сценарий оказался плохо проработанным. Кубрик также пытался заинтересовать ролью Кэри Гранта, однако фильм так и не был снят. В 50-х годах Кубрик, также, написал сценарий к фильму о Мосби Рейнджере, известному под кличкой «серый призрак», о герое гражданской войны в америке (на стороне южан). В результате проект не двинулся дальше чем черновой набросок сценария. Другие нереализованные проекты
Режиссёрский почеркСтенли Кубрик в большинстве своих фильмов в основу сюжета выбирал существующий роман, затем договаривался и вместе с автором редактировал сюжет для будущей экранизации. Во многих его фильмах можно услышать голос за кадром (в основном от главного героя) комментирующий некоторые сцены. Начиная с фильма «Космическая одиссея 2001 года» во всех его фильмах, за исключением «Цельнометаллической оболочки» используется предварительно подготовленные записи классической музыки. В своем обзоре фильма «Цельнометаллическая оболочка», Роджер Эберт отметил, что многие фильмы Кубрика используют крупные планы, где используется голова персонажа, наклоненная вниз, и его глаза, направленные вверх Кубрик тщательно следил за выпусками своих фильмов в других странах. Режиссёр не только оставлял за собой полный контроль над процессом дубляжа на иностранные языки; иногда он особо снимал альтернативный материал для разных стран. Так, например, в «Сиянии» текст для пишущей машинки Джека был снят на разных языках, причем на каждом языке была подыскана подходящая поговорка. В фильме «С широко закрытыми глазами» для разных стран заголовки газет и бумажные записки были таким же образом сняты на разных языках. После смерти Кубрика лицензионным издателям его фильмов не разрешается создавать новые голосовые переводы к фильмам, над которыми он имел творческий контроль; в странах, где не существует авторизированных дубляжей (в их числе находится и Россия) в качестве перевода допущены только субтитры. Кроме того, Кубрик дотошно следил за качеством перевода сценария на иностранные языки; как правило, он заставлял переводить иностранные версии диалогов обратно на английский язык для сравнения с оригиналом. Личная жизньНа съёмках фильма «Тропы славы» Стэнли Кубрик встретил немецкую певицу Кристину Харлан, девушку, поющую в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Стенли это была уже вторая жена после Руз Соботки. К этому времени у Кристины была маленькая дочь — Катерина. Позже она родила ещё двух дочерей: Анну и Вивиан. Характер
Стэнли Кубрик редко говорил открыто о своей личной жизни, это породило множество мифов и слухов о нём. В то время как режиссёр снимал фильмы, в прессе ходили слухи о нём, как о безумном гении или о сумасшедшем. После его смерти его семья и близкие отрицали оба этих факта. Семейное камеоДочь Стэнли Кубрика, Вивиан, снялась в камео-роли в «2001: Космическая Одиссея» (в роли дочери Хейвуда Флойда), в «Барри Линдоне» (девочка на дне рождения молодого Брайана Линдона), «Сияние» (участница бала призраков), а также в «Цельнометаллической оболочке» (репортер). Его падчерица Екатерина снялась в «Заводном апельсине» и «С широко закрытыми глазами». Его жена Кристиана Кубрик сыграла в фильме «Тропы славы» в роли Сюзанны Кристиан, а также гостьи в кафе в «С широко закрытыми глазами». Культурное влияниеФильмография
Награды и номинации
Другие проектыШпион, который меня любилВ 1976 году Стэнли Кубрик, по просьбе дизайнера Кена Адама, посетил съёмочную площадку фильма про агента 007 «Шпион, который меня любил». Придя на студию Пайнвуд он дал несколько советов Адаму и тот попросил его помочь в съёмках. Кубрик согласился но при условии, что никто не узнает о его участии в съёмках. После смерти режиссёра, в 1999, в 2000 году был выпущен документальный фильм о создании фильма «Шпион, который меня любил», где и был рассекречен данный факт. См. также
Интересные факты
Примечания
Источники
Ссылки
|